Отрасли и виды информации. |
04-09-2023 |
Судя по тому, что законодатель называет эти виды «основными», можно сделать вывод, что есть еще и другие, а значит данный перечень не является исчерпывающим. В таком случае возможно выделить некоторые виды сообщений, которые не названы в данной статье, но тем не менее соответствуют определению информации, которое дает закон. Таким образом, мы перечень, который не является исчерпывающим, по которому не указаны критерии, по которым он составлен, и самое главное - неочевидное его правовое значение.
Следующий вопрос, который возникает при первой же попытке логического анализа данной статьи, - в котором соотношении находятся перечисленные виды информации друг с другом? Собственно, может определенное сообщение принадлежать только к какому-то одному виду или к нескольким одновременно? Обратившись к статьям 19-25 [6], которые раскрывают содержание отдельных видов информации, можно убедиться, что нет никаких препятствий для того, чтобы, например, сообщение, которое содержит нормативный акт, изданный органом государственной власти, i было передано средствами массовой информации, отнести одновременно до трех различных видов информации: СМИ, правовой и информации государственных органов и органов местного и регионального самоуправления. Очевидно, что так же возможны другие сочетания признаков разных видов информации в одном сообщении, как напраклад: социологической и массовой информации, социологической и статистической, правовой и массовой и другие. Нетрудно заметить примеры такого сочетания в реальной общественной жизни. Если предположить, что данные нормы призваны выполнять информационную функцию, что они констатируют определенное теоретическое знание о информацию как таковую, то из сказанного выше видно, что представленный в Законе перечень вряд ли ответ следующей цели. Он не является классификации, построенной в строгiй соответствии с требованиями формальной логики. Таким образом, чтобы выяснить значение разделения информации на отрасли и виды, уже недостаточно простого логического анализа нормы, здесь не обойтись без изучения ее содержания, функциональной направленности. Попробуем выяснить это по отраслям и видам информации.
Закон Украины «Об информации» определяет отрасль информации как «совокупность документированных или публично оглашенных сведений о относительно самостоятельные сферы жизни i деятельности общества и государства». [6, cт.18] Основными отраслями информации являются: политическая, экономическая, духовная, научно-техническая , социальная, экологическая, международная. Как i в случае с видами информации, этот перечень также нет оснований считать исчерпывающим. Логично предположить, что в данном случае важна не сама по себе вiдокремленiсть, относительная самостоятельность перечисленных сфер жизни, а скорее следствие этой самостоятельности, присущие этим сферам жизни особенности, обусловливающие специфику правового режима информации, которая их касается. Подтверждением этой мысли может служить то, что законодатель принимает специальный закон, который регулирует общественные отношения, связанные с научно-технической информацией, устанавливает особые нормы по экологической информации.




